Про Котельники ни слова((
Время масштабных задач и новых возможностей.
ОАО «Мосинжпроект» дает каждому дню шанс стать самым результативным.
В прошлом году необходимость интенсивной модернизации транспортной системы Москвы открыла новые перспективы в работе ОАО «Мосинжпроект» во главе с генеральным директором Геннадием Рязанцевым, в результате чего известный проектный институт с полувековой историей получил статус единого оператора по строительству инфраструктурных объектов (в первую очередь - новых
участков метрополитена и дорог).
Строительство.
Точка отсчета.
Наш первый собеседник- заместитель генерального директора ОАО «Мосинжпроект» по строительным проектам Константин Матвеев .Говоря о метростроении, мы поинтересовались:- Скажите,пожалуйста, что лежит в основе новых функций Мосинжпроекта?
- Сегодня институт действует как направляющая сила всего процесса.Что это такое? На первом этапе конечный пользователь - Московский Метрополитен задает основные технические параметры объекта. Наша задача - организовать строительство станций и линий в директивный срок с согласованной стоимостью и качеством,отвечающим установленным требованиям. В наш объем задач входит полный комплекс работ. Раньше это называлось работа «под ключ».Сначала мы должны организовать проектирование, где закладываются конструктивные решения и стоимость объекта, потом закупить на конкурсной основе по оптимальной цене необходимое оборудование и организовать строительство с помощью сильных подрядчиков. Проведя пусконаладку, сдать объект полностью, подготовив все документы по регистрации имущества.
На некоторых этапах вместе с конечным пользователем мы отслеживаем соответствие рабочих чертежей определенным параметрам, участвуем в приемке особо значимых конструкций и согласовываем с их технической политикой то оборудование для эксплуатации,которое приобретаем. Мы не можем поставить что-то, чтобы у потребителя появились проблемы. Для этого согласовываем
участие в конкурсах на поставку не менее трех потенциальных поставщиков, чтобы оптимизировать стоимость при требуемом качестве.
На сегодняшний день мы пока заключили договоры генерального подряда, привлекли большие строительные компании, имеющие опыт строительства метрополитена. Поскольку ресурсов в части проектирования и строительства реально не хватает, мы будем привлекать всех, кто может работать
на строительстве метро. Занимаемся этим вплотную. На следующих этапах строительства
планируем привлекать подрядчиков только на отдельные виды работ. В качестве примера назову Мосметрострой, который имеет опыт и сложившуюся структуру, уже доказавший,что способен большую часть работ выполнять собственными силами. У нас таких компаний шесть.
- На каких строительных площадках сегодня особенно горячо?
- Горячо прежде всего на сдаточных объектах года: станция Арбатско-Покровской линии «Пятницкое шоссе», перегон Замоскворецкой линии «Красногвардейская» - «Алма-Атинская», сама станция «Алма-Атинская» и расширение депо «Печатники».Сегодня работа на этих объектах идет по графику. Ближайшая задача: поставить сюда оборудование и начать его монтаж. У нас есть определенная уверенность, что эти объекты мы закончим в срок.
Следующие на подходе - объекты сдачи 2013 года: два депо- «Братеево» и «Митино», причем это не просто депо, а целые заводы по ремонту подвижного состава и путей, плюс три линии: участки «Деловой центр»- «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии, «Выхино» - «Жулебино» Таганско-
Краснопресненской линии, «Старокачаловская» - «Битцевский парк» Бутовской линии.
На двух последних участках ситуация достаточно сложная,но там стоят квалифицированные компании «Ингеоком »,«УСК МОСТ», «Казметрострой»и «Транстоннельстрой». На них мы возлагаем большие надежды, и чтобы выполнить объекты в срок, сегодня принимаются дополнительные техниче-
ские решения. Так, на «Выхино»- «Жулебино» была задержка по пуску тоннелепроходческого комплекса. Чтобы соблюсти директивный срок, необходимо запустить четвертый щит. Рассмотрением вопроса занимается компания «Бамтоннельстрой».
Кстати, участок «Деловой центр» - «Парк Победы» представляет собой один из самых
глубоких ходов. Там для тяговой подстанции необходимо построить на глубине еще практически
один вестибюль сначала тоннелепроходкой, а потом горным способом.
- Константин Николаевич,услышит ли город о рекордах строителей Москвы?
- По графику, который определен на этот год, две станции -«Алма-Атинская» и «Пятницкое
шоссе» - действительно будут построены за рекордно короткий срок, 1 год и 6 месяцев. Нормативный срок - 2,5 года. Мосметрострой идет на этот рекорд уверенно, мы, как заказчики,
вместе с ним!
- Готов ли Мосинжпроект привлечь на строительство метро Москвы компании из-за
рубежа?
- Да, планируем, например, из стран СНГ. Ресурсы, которые привлечем, составят еще примерно тысячу человек. Комплексно отдавать им объект не получится, а потому, приняв их всех, сами организуем их как генеральный подрядчик.Такая задача пред нами поставлена, и мы сейчас ею активно занимаемся.
Недавно мы ездили на Украину знакомиться с опытом работы Киевметротоннельпроекта и Киевметростроя. Оценив свои ресурсы, они, возможно, войдут в нашу команду. В 1930-е годы в Москве работали горняки Донбасса, так что дорога уже проложена.
- Будут ли задействованы на объектах метро столичные компании так называемого второго эшелона, занимающиеся до этого строительством коллекторов и автодорожных тоннелей?
- На выносах и перекладках коммуникаций на наших стройплощадках уже работают фирмы «ГПР-1», «Мостеплосетьстрой»,«Термосервис», «Мосводоканалстрой», «АВС-Инжстрой».ОАО «ГПР-1», например, заявило о возможности расширения деятельности на метростроение, у него есть определенный опыт, специалисты, но нет оборудования и щитов. Дооснастить подобные предприятия
до уровня компаний, которые могут строить метрополитен,- это наша задача, тем более что в Москве располагается база строительства. Конечно, многое зависит и от них, желания показать себя и вырасти, тогда- пожалуйста.У нас нет ограничения на привлечение второго эшелона предприятий.
Мы готовимся к проведению торгов по размещению заказа, на нашем сайте размещены положение о закупках товаров, работ, услуг, план и реестр закупок, а также реестр договоров.
В ближайшее время пройдет квалификационный отбор, чтобы понимать, кто к нам пришел,какими ресурсами он обладает.С выходом конкретных комплектов документации сможем четко обозначить объемы выполняемых работ. Звонят достаточно много, но мы не регистрируем,говорим, что есть процедура,которую надо соблюсти, и время, когда можно подать заявку на конкурс.
Известно, что Мосинжпроект имел возможность познакомиться с опытом работы аналогичных управляющих компаний дальнего зарубежья…
- Да, недавно мы были в Великобритании. Приходили французы. А вот проспекты из Испании. В итоге выяснилось,что везде организация решений транспортных проблем идет за государственные деньги по той схеме, что как раз сегодня организуем мы. Есть компании,которые определяют, что строить,далее - организаторы строительства с соблюдением установленных сроков и качества,
а также те, кто будет эксплуатировать объект. Иностранцы предлагают нам организовать процесс, но мы ответили, что справимся сами.
Проектирование.
Шаг за шагом4 мая текущего года вышло постановление правительства Москвы № 194 - ПП «Об утверждении перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012 - 2020 гг.». Оно соответствует Генеральному плану Москвы и направлено на ликвидацию сложившегося отставания в развитии сети метрополитена от потребностей города, улучшение транспортного обслуживания населения и указывает на необходимость существенного увеличения темпов метростроения. В нем все расписано по годам: теперь ясно,когда и в какое время надлежит выпустить проектную документацию, обеспечить строительство и в конечном итоге сдать новые линии подземки.
- Документ стал хорошим подспорьем в напряженной работе проектировщиков, - говорит наш
следующий собеседник - заместитель генерального директора по проектированию - главный
инженер ОАО «Мосинжпроект» Владимир Беляков.
- Интересно, учтено ли мнение института?
- Да, конечно. Может быть, не все, но многое учтено.
- Владимир Алексеевич, у вас на столе много документации по проектированию новых линий метрополитена. О чем она, например?
- Так, по 2012 году я имею только какие-то отчетные документы. Из 2013 года: участок «Выхино» - «Жулебино», стадия «Проект», сегодня активно делается стадия «Рабочая документация». Только что из экспертизы вернулась станция «Бауманская», второй выход. Вот бумаги по электродепо «Митино» и «Братеево».
2013 год - все решения в стадии «Проект» выполнены в полном объеме, они проходят экспертизу, а их у нас две: одна - в Мосгорэкспертизе, по освоению площадок, другая - в Главгосэкспертизе, по основным работам самого строительства метро. Часть из перечисленного уже прошло Мосгорэкспертизу.Я только что рассматривал Сокольническую линию: станции «Тропарево», «Румянцево»,«Солнцево».
Кроме «Новокосино», мы являемся и заказчиками, и генпроектировщками. Объем работы огромный. Как генпроектировщики, мы должны увязывать все проекты, которые делают на субподряде наши партнеры. Как заказчики, мы должны согласовывать проекты, например, с департаментом природопользования и охраны городской среды города Москвы, с владельцами территорий и строений, попадающих в зону строительства.
- Есть ли потребность привлечь к проектированию метро другие регионы России? Или здесь настолько все специфично?
- Потребность есть, и мы уже привлекаем, потому что проектировщиков метро не так много. При таком объеме работ одним москвичам достаточно сложно уложиться в сроки. Работают даже специалисты из Белоруссии и Украины. Электронная техника позволяет легко общаться, но не обходится и без приездов, ведь какие-то вещи надо доносить в живую, проводить на месте авторский надзор.Важно, что все запланированные объемы по проектированию идут в соответствии с графиком.
В случае принципиальных отставаний их надлежит отследить отдельно так называемым критическим путем, т.е. с особым вниманием. На критический путь стараемся не выходить.
- А бывает ситуация, когда на месте выясняется, что невозможно сделать то, что
запроектировано?
- Все бывает.
- Со сроками понятно, а в чем выражается качество проектирования?
- В нахождении правильных решений. Качество не бывает отложенным, оно изначально закладывается при проектировании. И в конструкциях,и в технологических особенностях, в расчетах, оно отслеживается в процессе строительства.Хороший проектировщик всегда увидит проект с качественной стороны.
- Есть ли в проектировании какой-то задел?
- По 2020 году Москомархитектура уже делает планировки,на их основании мы будем готовить свои проекты. За 2020 год мы пока не заглядываем. Перспективы есть у правительства Москвы, на то оно и правительство, чтобы заглядывать далеко в будущее. Мы - институт рабочего проектирования, и работаем по четко поставленным задачам.
Марина Роменская.
http://mperspektiva.ru/pdf/2012/21.pdf6 страница.